- Сообщения
- 4.001
- Реакции
- 4.720
Франция не только родина многих изобретений, но и страна с глубокими криминальными традициями. При этом наиболее известные преступники стали частью официальной французской истории, их злодеяния помнят, их судьбы изучают.
С февраля и ноябрь 1946 года в Париже, на Лазурном берегу и в Провансе совершила серию вооружённых ограблений преступная группа Банда ситроенов (gang des Traction Avant).
Суммарный ущерб от действий грабителей составил более 80 миллионов франков, что в современных ценах более 6,5 миллионов евро. А название банда получила потому, что использовала для разбоя автомобили Citroën Traction Avant.Специфическая ситуация первых послевоенных лет обусловила достаточно пёстрый состав участников банды. Её главарь Пьер Лутрель по прозвищу «Безумный Пьеро» (Pierrot-le-fou), во время войны был сотрудником французского Гестапо. Он удачно внедрился в сеть Сопротивления в Тулузе, а затем успел перейти на сторону голлистов и даже послужить в секретной службе DGER.
После войны Лутрель объединил свои силы с двумя другими бывшими агентами Гестапо - Жоржем Бушсешем, Абелем Дано по кличке «Мамонт», а также с участником Сопротивления Раймоном Ноди по кличке «Тулузец» и Марселем Рюаром, бывшим солдатом Альпийской армии по прозвищу «Цыган».
Первым делом банды стало нападение на фургон Crédit Lyonnais, происшедшее 7 февраля 1946 года на авеню Пармантье в Париже. Сообщники увезли на двух «Ситроенах» три миллиона франков. В тот раз обошлось без жертв.
Три дня спустя на Лионском вокзале ими был ограблен фургон PTT и изъято восемь миллионов франков.
После этого группа разделилась - Лутрель вместе с любовницей Маринетт Шодефо и двумя сообщниками отправились на Лазурный берег и в Марсель.
Другие участники банды остались в Париже и уже 4 марта ограбили инкассатора фабрики в Исси-ле-Мулино. Добыча составила 7 миллионов.
14 марта Лутрель и Ноди на улице Нотр-Дам в Ницце ограбили двух служащих компании EDF. Под угрозой оружия они отобрали сумку, в которой лежали миллион двести тысяч франков и скрылись на угнанном автомобиле.
5 апреля Лутрель в сопровождении Рюара напал на инкассатора Etablissements Borie на бульваре де Лоншан в Марселе. На этот раз все пошло не по плану - пьяный Лутрель выстрелил в инкассатора, не пожелавшего отдавать портфель с семьюстами тысячами франков, и убил его на месте. Это убийство вызвало облавы, обыски и аресты по всему городу.
8 июня, ограбив двух инкассаторов Credit Lyonnais в Кань-сюр-Мер, Лутрель, Ноди и Фефё с боем прорвались через блокпост, смертельно ранив жандарма.
1 июля Лутрель и Ноди по наводке почтальона по имени Жерар ограбили хранилище почтамта в Ницце и покинули место преступления на «Ситроене», в котором их ждали Рюар и Морис Лягер. Операция, продолжавшаяся четверть часа, принесла подельникам 33 миллиона франков.
Но удача не могла длиться вечно. 14 июля, после нескольких дней отдыха в Бандоле, Лутрель, Ноди, Лягер и Рюар попали в облаву в отеле Maxim в Кассис. Говорят, её причиной стал донос кого-то из постояльцев, недовольных подобным соседством.
После перестрелки Лягер был арестован, Рюар и два полицейских ранены. Рюара арестовали, и позже за убийство инкассатора в Марселе и за участие в ограблениях в Ницце он был приговорен к 20 годам каторги.
Лутрель и Ноди скрывались в Марселе. Выйдя за сигаретами, Лутрель был арестован на улице Тюбано и доставлен в участок. Но до того, как его смогли опознать, он вырубил полицейского, похитил его оружие и сбежал.
Вернувшись в Париж, Лутрель нашёл своих коллег, и с 16 июля по сентябрь банда провела еще пять ограблений.
Даже окружение главаря начало с опаской относится к его жестокости и непредсказуемости, особенно в пьяном виде. Кроме того, облавы, которыми полиция отвечала на грабежи банды, мешали «традиционным» видам деятельности местных преступников, проституции и сутенёрству, и они были очень недовольны.
Власти тоже были в ярости. В сентябре 1946 года министр внутренних дел Эдуард Депрё приказал бросить все силы на поимку этой банды и потребовал результатов.
В сентябре полиции донесли, что члены банды посетят гостиницу «Les Marronniers» в Шампиньи-сюр-Марне. 25 сентября, по приказу комиссаров Казанова и Пино в облаве были задействованы 350 полицейских, но в гостинице никаких бандитов не оказалось.
Однако, вскоре Бушсеш, Фефё и Аттия были обнаружены в близлежащем заведении, ресторанчике «L’Auberge». По приказу префекта Шарля Люизе, полицейские начали окружать «L’Auberge» но были замечены преступниками и началась перестрелка.
Вскоре прибыло подкрепление, взвод полиции и два бронеавтомобиля.
Лутреля в тот момент там не было. Получив телефонный звонок о столкновении между его сообщниками и полицией, он подъехал к заведению за рулём Ситроена, под огнем полиции пробил заграждения, нашёл Аттия и Фефё, усадил их в машину и уехал, отстреливаясь.
Интересно, что Бушсеша друзья не нашли, и уехали без него. Но тот избежал ареста. Оказывается, он с самого начала прятался в колодце, дыша через тростинку.
Изрешеченный пулями автомобиль был брошен со спущенными шинами в лесу, а три преступника захватили грузовик и на нём добрались до Овер-сюр-Уаз, где у них было убежище.
И все же полоса удачи для грабителей закончилась. Через четыре дня Анри Фефё был задержан бригадой уголовного розыска в кафе на Монмартре. Его вычислили, когда он позвонил по телефону в гараж La Ferté-sous-Jouarre, находившийся под наблюдением полиции. Фефе был посажен в камеру и вскоре умер там от туберкулёза.
5 ноября сильно пьяный Лутрель был тяжело ранен при попытке ограбления ювелирного магазина на улице Буассьер - 36. Ему выстрелил в живот владелец магазина, ювелир по фамилии Сарафьян, и он с трудом добрался до машины, в которой его ждали Аттия и Бушсеш.
Ювелир, также тяжело раненный Лутрелем, был сбит машиной убегающих преступников перед своим магазином и скончался до приезда в больницу.
Аттия и Бушсеш доставили Лутреля в клинику Дидро, где его прооперировали под чужим именем, как пострадавшего при несчастном случае на охоте. А через несколько дней Аттия, Бушсеш и Абель Дано, переодетые медперсоналом, рассчитались за услуги и увезли Лутреля на машине «скорой помощи» к его другу Жюлю (Эдмонду) Куртуа в Поршвиль, где Пьер Лутрель и умер.
Жо Аттия был арестован в Марселе в июле 1947 года. Позднее его судили, приговорили к трём годам тюремного заключения за кражу со взломом, совершённую в 1946 году и в тот же вечер он покинул здание суда.
На приговор повлияли многочисленные показания других бывших заключённых Маутхаузена, которые были брошены в лагерь одновременно с Аттия. Среди них был даже видный участник Сопротивления Эдмон Мишле, который при правительстве генерала де Голля стал министром.
Жоржа Бушсеша арестовали в июле 1947 года в Мандельё и позже приговорили к одному году тюремного заключения за сокрытие трупа, а затем к семи годам каторги за грабёж ювелира во время оккупации.
Абель Дано и Раймон Ноди скрывались в Милане, где участвовали в нескольких ограблениях, во время которых погибло три человека. В октябре 1948 года, выданные сообщниками, они на лодке пытались со своими женщинами и детьми перебраться обратно во Францию, но во время высадки в Ментоне были перехвачены жандармами и таможенниками. В перестрелке погиб один из жандармов и Ноди, а его беременная любовница была серьёзно ранена.
Сбежавший Дано отправился в Париж, где ему пришлось заниматься мелкими кражами. В декабре 1948 года он был арестован после того, как попался на взломе двери горничной, опознан и приговорён к смертной казни за преступления, совершенные им во время оккупации.
Так закончила свои дни грозная и знаменитая Банда Ситроенов.
История событий 1946 года стала основой сочинений Альфонса Будара, Роже Борниша («Ганстеры») и Жозе Джованни, фильмов Жака Дере «Банда» с Аленом Делоном в роли главаря и Клода Лелуша («Добрые и злые» с Жаком Дютроном).
Еще существует телефильм «Le gang des tractions» Жозе Дайана и настольная игра Сержа Лаже и Алена Муньоса, а рэпер MC Solaar упоминает банду в песне Quand le soleil devient froid.